Киeв, ул. Юлии Здановской, 73ж +38 (067) 192 92 42 +38 (066) 192 92 42 contact@medofficegroup.com.ua

Рак легких: признаки, симптомы, стадии

19 февраля, 2023

Рак легких стал главной причиной смерти мужчин и женщин с инвазивным раком. Ежегодно он убивает больше людей, чем рак предстательной железы, рак груди и толстой кишки вместе взятые.

Что вызывает рак легких?

Точная причина рака легких до сих пор исследуется. Выявлено, что факторы риска играют роль в превращении клеток в раковые, например курение сигарет, влияние загрязненного воздуха и генетика.

Курение вызывает рак легких?

Основной причиной рака легких у мужчин и женщин является курение сигарет. В 1876 году была изобретена машина для изготовления скрученных сигарет, благодаря чему дешевые табачные изделия были доступны практически каждому. До этого рак легких встречался относительно редко. После изобретения массового производства сигарет количество курильщиков резко возросло, как и рак легких. В настоящее время около 90% всех случаев рака легких связано с курением. 10% оставшихся составляют газ радон, загрязнение окружающей среды, токсины и другие факторы.

Сигареты и сигаретный дым содержат более 70 химических веществ, вызывающих рак (канцерогены). Некоторые из канцерогенов, обнаруженных в сигаретном дыме, включают:

• Свинец (очень ядовитый металл)
  • Мышьяк (инсектицид)
  • Кадмий (компонент батареи)
  • Изопрен (используется для производства синтетического каучука)
  • Бензол (добавка к бензину)

Сигарный дым насыщен специфическими для табака нитрозаминами (TSNA), которые считаются особенно канцерогенными.

Симптомы рака легких

К сожалению, рак легких часто либо не имеет ранних симптомов, либо имеет неспецифические ранние симптомы, которые люди могут игнорировать. Около 25% людей с раком легких без симптомов диагностируются после рентгенографии грудной клетки или компьютерной томографии во время планового обследования или как процедура других проблем. Симптомы рака легких, которые могут быть обнаружены, приведены ниже:

• Кашель (хронический, рецидивирующий)
  • Усталость
  • Потеря веса
  • Одышка или свистящее дыхание
  • Кашель с мокротой, содержащая кровь
  • Боль в груди

Три распространенных метода скрининга рака легких

Физический обзор

Медицинское освидетельствование будет искать признаки хрипов, одышки, кашля, боли и других возможных признаков рака легких. В зависимости от прогрессирования рака другие ранние признаки рака легких могут включать в себя отсутствие потоотделения, расширенные вены на шее, отек лица, чрезмерно суженные зрачки и другие признаки. Физическое освидетельствование также будет включать рентгенографию грудной клетки.

Цитологическое исследование мокроты

Цитологическое исследование мокроты включает микроскопическое исследование слизи (мокроты) пациента.

Спиральная компьютерная томография

Этот способ компьютерной томографии создает детальное изображение внутренней работы организма. Внутри спирального КТ-аппарата делаются подробные изображения соответствующих частей тела пациента. Эти изображения затем связываются с рентгеновским аппаратом для создания 3D изображений внутренних органов пациента. Эти изображения могут выявить потенциально раковые опухоли.

Диагностика рака легких

Биопсия

Образец ткани, взятый у пациента с подозрением на рак, обычно является лучшим методом для установления окончательного диагноза рака легкого. Как правило, биопсию легкого получают с помощью иглы, метода бронхоскопии легкого или хирургического удаления ткани.

Типы рака легких

Существует только два основных типа рака легкого: мелкоклеточный рак легкого и немелкоклеточный рак легкого. Менее 5% опухолей рака легких принимают форму карциноидной опухоли, тогда как другие раковые опухоли встречаются еще реже, включая аденоидно-кистозные карциномы, лимфомы и саркомы. Хотя рак другой части тела может распространяться на легкие, они не классифицируются как рак легких.

Немелкоклеточный рак легкого

Немелкоклеточный рак легкого является наиболее распространенным типом. Эти виды рака составляют около 90% всех видов рака легких и менее агрессивны, чем мелкоклеточный рак легких, что означает, что они медленнее распространяются на другие ткани и органы.

Мелкиклеточный рак легкого

Мелкоклеточный рак легких составляет около 10% всех случаев рака легких. Эта форма рака имеет тенденцию к быстрому распространению.

Стадии рака легких: 0-4

После определения типа рака легкого ему присваивается стадия. Стадия указывает, насколько рак распространился в организме (например, лимфатические узлы или удаленные органы, такие как мозг). Стадии немелкоклеточного рака легкого отличаются от мелкоклеточного рака легкого.

Стадии мелкоклеточного рака легкого

Ограниченная стадия: в этой форме мелкоклеточный рак легких ограничен одной стороной грудной клетки, обычно в легких и лимфатических узлах. Приблизительно каждый третий человек с мелкоклеточным раком легкого имеет ограниченную стадию рака при первом диагнозе.

Обширная стадия: это относится к мелкоклеточного рака легкого, который распространился на одно легкое, распространился на оба легкого, на лимфатические узлы с другой стороны грудной клетки или другие части тела. Около двух из трех человек с мелкоклеточным раком легкого имеют высокую стадию рака при первом диагнозе.

Стадии немелкоклеточного рака легкого

Скрытые (скрытые) этапы: на этой стадии раковые клетки обнаруживаются при цитологическом исследовании мокроты или другом анализе, хотя локализация опухоли не определяется.

Стадия 0: на этой стадии рака легких раковые клетки обнаруживаются только в верхнем слое клеток, выстилающих дыхательные пути, и не проникают глубже в легкие или не распространяются за пределы дыхательных путей.

Стадия I: обнаружена небольшая раковая опухоль легкого (менее 3 см в диаметре), но она не распространилась на окружающие легочные оболочки, лимфатические узлы или главные бронхиальные ветви легких.

Стадия II. Рак легких распространился на лимфатические узлы рядом с легкими.

Стадия ІІА: Если опухоль составляет от 3 до 5 сантиметров, рак легкого определяется как стадия ІІА. Другие факторы могут также привести к этой классификации.

Стадия IIB: Если опухоль рака легких составляет от 5 до 7 см, она классифицируется как стадия IIB.

Стадия III: Как и при раке легких II стадии, стадия III имеет несколько определений. Во-первых, рак легких обнаруживается как в легких, так и в лимфатических узлах внутри грудной клетки.

Стадия IV: это самая поздняя стадия рака легких. Рак может быть любого размера, но произошли две из этих трех вещей:

• Рак распространился на противоположное легкое от того места, где он начался.
  • Раковые клетки были обнаружены в жидкости, окружающей легкое.
  • Раковые клетки были обнаружены в жидкости вокруг сердца.

Лечение

Лечение немелкоклеточного рака легкого на ранней стадии (стадия 0 или даже стадия I) возможно с помощью хирургического вмешательства. Часть или весь сегмент легкого, содержащий рак, могут быть извлечены. Тем не менее, многие пациенты по-прежнему проходят химиотерапию, лучевую терапию или то и другое, чтобы убить раковые клетки, не удаленные хирургическим путем.

Таргетная терапия

Некоторые методы лечения, известные как таргетные, предназначены для предотвращения или остановки роста клеток рака легких путем воздействия на новые кровеносные сосуды, необходимые для выживания и роста раковых клеток. Другие методы лечения нацелены на рост и размножение клеток рака легких путем вмешательства в химические сигналы, необходимые для роста или размножения раковых клеток.

Рак легких и пассивное курение

Курильщики табака подвергают других риску рака легких. У некурящего, который проживает с курильщиком, риск развития рака легких увеличивается на 20-30% из-за влияния концентрации дыма в окружающей среде.

Рак легких и загрязнение воздуха

Некоторые исследователи предполагают, что загрязнение воздуха способствует развитию рака легких. В нескольких исследованиях представлены данные о том, что загрязнители, переносимые воздухом, например выхлопы автомобильного топлива, могут вызвать у некоторых людей рак легких.

Профилактика рака легких

Профилактика большинства видов рака легких возможна, если человек никогда не курит и избегает пассивного курения. Для тех, кто бросил курить риск заболеть раком легких снижается примерно до такого же уровня, если бы они никогда не курили через 10 лет. Избегание других факторов риска (например, определенных химических веществ или соединений, таких как бензол или асбест, или загрязнение воздуха) также может предотвратить развитие рака легких у некоторых людей.

Черченко
Катерина Дмитрівна

Клінічний онколог

Даний матеріал носить ознайомлюючий характер, не є лікарською рекомендацією та не заміняє консультацію профільного спеціаліста.

Підготовано на основі: матеріали https://www.cancer.org/